Методики и способы раннего развития детей

Раннее развитие ребенка – осознанная необходимость. Сознание малыша – чистый лист, на котором можно нарисовать правильную (или неправильную) картину мира. Педагоги и воспитатели уделяют важное значение именно раннему развитию малыша: учить познавать мир необходимо с пеленок. Какие методики раннего развития детей являются лучшими? Критерием выбора должна стать такая метода, которая делает акцент на гармоничном всестороннем развитии малыша.

Малыш увлечен игрой



С чего начать?

Малыш уже ползает, выражает эмоции, встает на ножки и проявляет активный интерес к окружающему пространству. Его интересует все вокруг! Он смотрит распахнутыми глазками на новый для него мир, центр которого – мама. Когда начинать его развивать?

Все методики раннего развития малышей предлагают два пути раскрытия возможностей маленького человечка:

  1. физическое развитие;
  2. интеллектуально-художественное развитие.

Этапы естественного развития детей до года можно классифицировать так:

  1. зрительно-двигательная координация;
  2. тактильные ощущения;
  3. речевые навыки;
  4. активное познание;
  5. социализация.

Этот план раннего развития предусмотрен самой природой. Однако малышу нужно помогать развивать свои возможности. К годику он должен уметь уверенно стоять на ножках и произносить первые слова.

Ребенок стоит в кроватке

Зрительные образы и тактильные ощущения

Примерно через месяц после рождения малютка начинает проявлять интерес к ярким предметам: знакомство с миром происходит посредством зрительного восприятия. Это первые шаги крохи на пути познания мира, который воспринимается через зрительные образы.

На этом этапе необходимо стимулировать данный навык и окружать грудничка яркими предметами. Для этой цели подойдут не только игрушки, но и любые привлекающие внимание предметы: платье с блестками, красивая картинка и т. д.

Простой лист картона яркого цвета вызывает неподдельный интерес крохи к себе: для него – это часть нового мира.

Далее малютка осознает, что привлекательные предметы можно не только рассматривать: их можно потрогать ручками. Это важный этап познания мира посредством тактильных ощущений. Для нас – это привычно, для малютки – ново. Давайте крохе потрогать самые разнообразные предметы:

  • маленькие;
  • большие;
  • твердые;
  • мягкие;
  • шуршащие.

Кроха с игрушками

Осязание очень важно для формирования нервной системы маленьких детей. Это один из методов познания окружающего мира, пока малыш еще не научился ходить. Тактильные ощущения налаживают связь малютки до года с окружающим пространством, позволяют ощутить связь с ним посредством прикосновений.

Сначала кроха созерцает мир вокруг, потом начинает к нему прикасаться.

Развитие речи

Речь – следующий этап в становлении маленького человечка. Теперь он не только видит и чувствует мир, но уже может выразить свое отношение к нему в звуках. Для выработки речевых навыков детей до года используются доступные методики:

  • беседа с малышом;
  • пение песенок мамой;
  • прослушивание детских песен в записи.

РазговариваетНоворожденный кроха пока не понимает слов матери, но слушает интонацию ее голоса и учится воспринимать информацию эмоционально. Методики раннего развития речевых навыков до года включают в себя связь образного мышления с речью: вижу, осознаю, выражаю мысль звуками. Мама показывает предмет и называет его – малыш запоминает образ и связанное с ним звуковое сопровождение. Теперь предмет можно не только увидеть и потрогать, но и назвать.

Активное познание мира и социализация

Методики раннего развития грудных детей включают в себя не только пассивное обучение, но и активное. Когда кроха знакомится с новым предметом, он уже может:

  1. видеть;
  2. ощущать;
  3. выражать эмоции;
  4. взаимодействовать.

Для данного этапа раннего развития детей подходят яркие игрушки. Картинку можно рассматривать, но потрогать изображенные на ней предметы нельзя. Поэтому картинки являются лишь вспомогательным инструментом познания. Игрушку можно не только видеть и трогать, но еще и попробовать на зубок. Хорошо если игрушка будет музыкальная – вижу, слышу, ощущаю, осознаю, называю по имени.

Социализация – завершающий этап развития малышей до года. Ребенок подготовлен к существованию в социуме. Пусть пока для него социум представляет собственная семья, тем не менее, он начинает осознавать себя как частицу общества.

Сначала малютка взаимодействовал с предметами и изучал их, теперь он осознанно начинает взаимодействовать с другими людьми.

Не следует прятать грудничка до года от других людей и детей под предлогом защиты от инфекций. Ребенка с пеленок необходимо готовить для жизни в обществе, а не замыкать в своем “защищенном от бед” пространстве. Тепличные условия лишь навредят психике малютки, когда он в дальнейшем столкнется лицом к лицу с социумом.

Дети общаются

Научный подход

Многие психологи, воспитатели, учителя разработали свои собственные методики раннего обучения детей. Некоторые из них заслуживают уважения. Однако прежде чем воспользоваться тем или иным методом, необходимо предварительно изучить и проанализировать всю систему до конца. Среди известных разработок можно выделить методы:

  • обучения Марии Монтессори;
  • школы Вальдорфа;
  • Глена Домана;
  • игровой школы Никитина;
  • складового принципа Зайцева.

Все методы требуют предварительного исследования на предмет соответствия их принципов воспитательному подходу самих родителей. Например, метод Марии Монтессори не позволяет родителям активно вмешиваться в процесс познания ребенком мира, а учит помогать ему самостоятельно развиваться. Данный принцип обучения подходит флегматичным деткам, способным к длительному созерцанию и размышлению.

Метод Никитиных делает акцент на совершенствовании физических навыков и укреплении здоровья детей, но упускает важный момент художественно-интеллектуального восприятия мира. Известные кубики Зайцева помогают развивать речевые навыки малышей, но данная метода является весьма спорной и подходит для ребят с заторможенным психическим развитием.

Метод Домана заслуживает изучения, и в нем присутствует рациональное зерно. Однако лишить малыша возможности познавать мир в игровой форме сможет не каждая мама. Как обойтись без игрушек?

Грудничковое рисование

Метод Марии Гмошинской получил широкое распространение на Западе. Суть метода – выразить свое отношение к миру в картине. Гмошинская предлагает начинать рисование сразу же, как только кроха научится самостоятельно сидеть. С шести месяцев! Если малыш умеет выражать свое отношение к миру в звуках, почему нельзя его выражать в красках?

В Европе проходят целые выставки подобных картин грудничков, которые пользуются любовью и популярностью у европейцев. Для малюток продаются специальные краски для пальчикового рисования, например, “Каляка Маляка”. Краски не выливаются из баночки и не вредят здоровью, потому что сделаны из растительного сырья.

Учить кроху рисовать пальчиками нужно методом собственного примера. Первым мольбертом может стать большой ватман на полу. Когда кроха освоится с рисованием на полу, можно пересадить его за стол. Важность рисования крайне велика для деток до года: мелкая моторика напрямую связана с развитием речи.