Методика раннего развития Марии Монтессори
Методика раннего развития Монтессори – что это? Мир детства неповторим и загадочен. Только в детстве можно себе позволить быть непосредственным, уникальным и искренним. Многие взрослые не желают мешать малышу наслаждаться этим периодом и считают любые обучающие системы вредными и ненужными для малютки. Зачем портить этот безоблачный период каким-то обучением? Придет время, еще устанет учиться. Так рассуждают родители и оставляют малыша резвиться и расти в естественной среде, обеспечивая его материальные нужды.
Содержание статьи
Зачем развивать ребенка?
Может, книги для раннего развития маленьких детей – это всего лишь способ заработать на доверчивых родителях? Зачем мучить малютку какими-то методиками? Пусть растет спокойно и не мучается до школы! Это одна точка зрения современных мам и пап. Существует и другая точка зрения – нагружать кроху всеми изобретенными для раннего развития играми и пособиями, не давая ему опомниться. “Малыш должен стать гением, и будет им непременно!”,- рассуждают амбициозные мамы.
Истина, как всегда, посередине. Не развивать ребенка – плохо, слишком много развивать – тоже плохо. Ученые выяснили: к четырем годам жизни мозг ребенка сформирован уже на 70%, а к семи годам – на все 90%. Это открытие дало повод сделать вывод, что основное развитие детей должно происходить именно в ранний период, и начинать обучение в 7 лет поздно. “Рост мозга окончен, значит, и развивать его бессмысленно”, – считают некоторые современные воспитатели-новаторы. Конечно, это преувеличение!
Мозг маленьких детей до четырех лет напоминает информационную губку, которая впитывает знания о мире в больших объемах. Если это так, значит, можно вливать в малыша массу разнообразной информации – пусть учится. Однако не стоит забывать – малыш, прежде всего, человек. Он не обладает характеристиками роботехники, а ресурсы биологического организма имеют предел.
Поэтому раннее развитие должно преследовать адекватные цели и быть направлено на:
- допустимое расширение информационного пространства;
- получение полезных знаний о мире в целом;
- формирование навыков самостоятельности в принятии решений;
- развитие творческого потенциала.
Малыш должен уметь получать информацию, анализировать и сопоставлять приобретенные знания, использовать эти знания для собственной жизнедеятельности. Не следует нагружать мозг крохи бесполезными знаниями, которые он не сможет применить в жизни. Любая развивающая игра или методика должна быть направлена на практическую цель – помочь малышу успешно адаптироваться в новом для него мире.
Важно! Не ставьте цель создать из малыша гения! Ставьте реальные задачи – сформировать из него успешного человека, способного гармонично существовать в мире людей.
Особенности психики малышей
Как ребенок воспринимает мир? Так же, как и взрослый, – органами чувств. Как ребенок получает знания? Отличным от взрослых образом. У детей пока нет памяти – ее нужно сформировать. Отсутствие памяти предполагает отсутствие планирования жизни. Ребенок живет “здесь и сейчас”, он воспринимает происходящее иначе.
Эта особенность восприятия накладывает отпечаток на процесс обучения ребенка: он способен воспринимать и усваивать информацию в действии. Поэтому система Монтессори основана на развивающих играх и коллективном творчестве.
Когда малыш видит действия других детей, он стремится тоже произвести действия. Воспитание в коллективе – лучший способ обучения.
Если взрослый стремится получить результат от своих действий и осуществляет их ради получения результата, то малыш не знает и не понимает значение слова “результат”. Особенностью детей является получение удовольствия от самого процесса действия. Для ребенка действовать – значит, жить. Эту особенность учитывает Монтессори.
Игровая форма – основа обучения малышей. Например, в процессе конструирования Розовой башни малыш развивает и совершенствует сразу несколько навыков:
- концентрацию внимания;
- координацию движений;
- изучение основ математики.
Ребенок даже не замечает, что происходит обучение – для него важен процесс игры.
Воспитатель лишь наблюдает за малышом, не стараясь усовершенствовать процесс сборки башни. Важно воспринимать малютку и его творчество такими, какие они есть!
Основы программы Монтессори
Что предлагает методика Марии Монтессори? Во-первых, она не отнимает у малыша детство. Монтессори, врач по профессии, занималась развитием детей с умственными отклонениями и добилась потрясающих результатов. Ее программа отрицает навязывание малышам каких-либо знаний: детки сами выбирают интересные для них книги и развивающие пособия.
Каждый малыш развивается в своем собственном ритме, который отличается от ритма других детей. Индивидуальный подход – основа обучения по методе Монтессори. Воспитатель (родитель) не вмешивается в процесс познания мира малышом, а лишь обеспечивает все условия для успешного обучения (среда Монтессори).
На что направлено развитие детей по данной программе? В основе лежит формирование:
- внимания;
- моторики;
- логического мышления;
- творческого мышления;
- воображения;
- речи и памяти.
Все эти качества необходимы малышам для благополучного существования в этом мире. Поставьте себя на место младенца: ты родился и должен приспособиться к этому миру. У тебя пока слабо развиты органы чувств, ты не владеешь своим телом и плохо его ощущаешь. Ты не умеешь говорить, чтобы попросить необходимое. Ты не понимаешь никого – нужно выучить язык общения.
Все эти навыки приобретаются и осваиваются в первый год жизни. Затем наступает этап активного развития головного мозга (основного пульта управления телом), наполнения его интеллектуальной составляющей.
Именно развитию мозга посвящены все программы обучения малышей, в том числе, система Монтессори.
Плюсы
Методика Марии Монтессори завоевала признание в мире. Комплексный подход к обучению гармонично и всесторонне развивает малыша с самых пеленок. Программа раннего развития включает:
- воспитание самостоятельности;
- совершенствование сенсорного восприятия;
- умственное развитие;
- упражнения на координацию движений.
Система Монтессори направлена на минимизацию обучения привычным способом. В основе книги раннего развития заложены совсем иные принципы:
- саморазвитие;
- самообучение;
- самовоспитание.
Методика Монтессори отрицает какое-либо наказание детей, а также поощрение.
Книги Монтессори (“Мой метод”, “Дом ребенка”, “Помоги мне сделать это самому”, “Самовоспитание и самообучение в начальной школе” и др.) подчеркивают важность воспитания самостоятельности и отсутствия духа конкуренции между детьми. Нельзя сравнивать ребенка с другим малышом, хвалить кого-то в присутствии других малышей и как-то выделять. Это недопустимо. Каждый маленький человечек индивидуален, важно сохранить печать индивидуальности и не уничтожить ее традиционными способами воспитания.
Минусы
К минусам можно отнести:
- сложность применения методики в домашних условиях;
- отсутствие привычных для малышей и взрослых игр;
- отрицание книги как источника получения информации;
- дорогую стоимость обучения в группе.
Книги о методике Монтессори можно приобрести в магазинах. Целенаправленное обучение ребенка начинается с шести месяцев и заканчивается с поступлением в первый класс. Большое внимание уделяется практическому освоению материала и изготовлению специальных развивающих игрушек.
Гармоничное воспитание малыша – основа основ становления личности. Книги, игры, упражнения Монтессори направлены на формирование полноценной социально адаптированной личности маленького члена общества. Недостаток привычных игрушек и любимых с детства сказок можно легко восполнить: не стоит отказываться от ценного наследия наших предков. В остальном данная методика полностью отвечает требованиям воспитания гармоничной личности современного общества.