Что делать, если ребенок не хочет есть прикорм

Начиная с 6 месяцев рекомендуется постепенно вводить в рацион малыша прикорм. Одни дети с энтузиазмом принимают новую пищу, другие наотрез отказываются от нее, причем никакие уговоры не помогают. “Ребенок не ест прикорм, что делать?” – хватаются за голову беспокойные родители и начинают искать выход из положения.

семейный обед



Традиционная система введения прикорма

Большинство педиатров советует к применению следующие правила введения прикорма:

  • 6 месяцев – овощные пюре.
  • 7 месяцев – безмолочные каши.
  • 8 месяцев – картофель, яичный желток, мясо (курица, индейка, кролик, телятина, ягненок).
  • 9 месяцев – кисломолочные продукты.
  • 10 месяцев – фрукты.

Эта система прикорма основывается на рекомендациях, разработанных ВОЗ и ЮНИСЕФ. Многие молодые родители стараются упорно следовать установленным правилам, даже если ребенок не хочет есть прикорм. Чтобы разбудить в грудничке интерес к новой пище, помимо материнского молока, родители придумывают различные хитрости. В ход идут уговоры, погремушки, песни, танцы и другие отвлекающие маневры. Не все дети поддаются на подобные уловки.
Первый прикорм

Почему груднички не воспринимают новую пищу

Есть причины, которые помогут понять, почему ребенок плохо реагирует на прикорм.

  1. Утвержденная система прикорма несовершенна. Принято считать, что она универсальна, но о какой универсальности можно говорить, если речь идет о малышах, каждый из которых имеет свои отличия – индивидуальные особенности? Дети по разному воспринимают новое: раньше или позже, с охотой или осторожно, с недоверием. Поэтому необходимо ориентироваться не на общепринятую систему, а на предпочтения конкретного малыша, как индивидуума.
  2. Разработанная система прикорма – это только рекомендация. Однако многие педиатры, а также родители воспринимают ее как неукоснительное правило, обязательное к применению. Случается такая схема: ребенок отказывается от прикорма; родители применяют ухищрения, чтобы заставить малыша принимать новую пищу; грудничок воспринимает попытки родителей, как насилие. Вместо успеха родители получают обратный результат – стойкое неприятие, часто – рвотный рефлекс. Ситуацию могут усугублять бабушки. Многие были воспитаны на традициях, принятых в СССР, когда мамы рано выходили на работу, прерывали грудное кормление и отдавали малышей в ясли. В такой обстановке без раннего прикорма было не обойтись. Плохо, что глобальные ошибки в детском питании, принятые тогда, все еще применяются на современных детях.

Ребенок и овощи

Есть родители, которым не нравится общепринятая система прикорма и связанные с ней трудности. Они выбирают другой метод – педагогический прикорм.

Что такое педагогический прикорм

Иное определение: естественный прикорм. Трудно назвать его новым, потому что он основан на вековом опыте, когда не было методик детского питания, разработанных ведущими диетологами и педиатрами, а полки в магазинах не были заставлены порошками, заменяющими грудное молоко и баночками с пюре. Мамы полагались на интуицию и учитывали индивидуальные особенности, потребности и предпочтения грудничка. Современный подход не сбрасывает со счетов научные достижения и знания, но и не углубляется в дебри цифр и разработок.

Основной принцип педагогического (естественного) метода: если ребенок не ест прикорм, его не стоит заставлять делать это.

Что делать, если грудничку исполнилось полгода, хочется ввести в его меню новые продукты, но он категорически отказывается их принимать? Значит еще не время, малыш не готов к изменению рациона и не стоит его торопить.

Ребенок отказывается от прикорма, хотя ему уже 8-9 месяцев? Опять же, это не повод бить тревогу. У многих детей интерес к твердой пище развивается к 11-12 месяцам. Грудничок сам начинает просить те или иные продукты, с удовольствием пробует их.

Естественный подход уместен, когда малютка находится на грудном вскармливании. По другому обстоит дело у малышей, мамы которых имеют проблемы с лактацией. Если грудное вскармливание можно назвать полноценным питанием, то нехватка материнского молока лишает младенца многих, необходимых для развития, питательных веществ. В таких случаях введение прикорма необходимо.

Еще одна проблема, это когда ребенок отказывается от прикорма, хотя его возраст приближается к году. Есть такие индивидуумы, которые не желают отрываться от груди и плохо воспринимают любые попытки накормить их другими продуктами

Как развить пищевой интерес?

Если введение прикорма необходимо, нужно постараться, чтобы у малыша развить интерес к пище, а не отторжение. Что можно предпринять?

  • Родители могут показывать, что принятие еды – это наслаждение. Для этого нужно исключить перекусы на бегу и чаще устраивать совместные обеды, создавая уютную атмосферу. Приятные ассоциации вызовут у малыша желание попробовать новые продукты.
  • Интерес может усилить личный столовый набор – яркая тарелочка с ложкой, удобная красивая чашка. Хорошо бы приобрести несколько разных наборов детской посуды и предоставлять малышу возможность выбора.
  • Давая прикорм, можно в увлекательной форме рассказать ребенку о новых продуктах, подчеркнуть их пользу, обратить внимание на цвет, описать вкус.
  • Если на первых этапах младенцу нужно предоставлять перетертую еду – баночное или самостоятельно приготовленное питание, то годовалому ребенку можно уже предлагать твердую пищу с общего стола. Дети любят подражать взрослым, и с энтузиазмом воспримут предложение разделить трапезу с родителями.

Таким образом можно развить пищевой интерес у ребенка без давления и проблем.