Что делать, если ребенок не хочет ходить в детский садик

Многие родители сталкиваются с трудностями, когда ребенок не хочет ходить в садик. Что же делать, если кроха плачет при упоминании о яслях? Или когда все наладилось, малыш вроде бы привык посещать детский сад, но вдруг выбивается из установленного распорядка и категорически отказывается туда идти?



Перечень возможных причин и решений

Чтобы помочь ребенку, важно найти корень проблемы. Причины могут быть разными.

1. Ранний подъем

Железный график, из-за которого ребенку предстоит просыпаться рано, приводит к стрессовой ситуации. Более терпеливый малыш, досыпая на ходу, медленно одевается и, спотыкаясь, следует за родителем в детский сад. Кроха с менее устойчивой психикой бурно выражает свои эмоции – отказывается вставать с постели, плачет, падает на пол.

ранний подьем

В зимнее время положение усугубляется беспросветной темнотой за окном, так что ребенку кажется, что его поднимают ночью. В больших городах добавляется нагрузка из-за дальней дороги, когда нужно проснуться очень рано, чтобы мама успела перед работой, в час пик, проехать несколько остановок на маршрутном такси до детского сада и передать свое чадо воспитателю.

Решение

Мудрые родители начинают подготавливать малыша к смене режима еще до посещения садика, постепенно переводя его на ранний подъем. Чтобы ребенок высыпался, нужно вовремя укладывать его по вечерам, не позволяя засиживаться допоздна. Не стоит показывать крохе на ночь мультфильмы или играть в активные игры, так как взбудораженный малыш долго засыпает и может пробуждаться среди ночи.

Хорошим успокаивающим ритуалом будет чтение книги перед сном.

Сделать утренний подъем более комфортным поможет строительство планов на день. Еще с вечера родители могут рассказать ребенку, что утром они поедут смотреть как встает солнышко (просыпаются птички, трамваи), разрешить взять в садик новую игрушку, чтобы показать ее сверстникам или конфету, чтобы угостить друга. Тогда малыш будет с нетерпением ожидать следующего дня, а проснувшись, с энтузиазмом собираться в дорогу.

2. Смена обстановки

Дома хорошо и уютно, все предметы изучены и знакомы. Дома кроху окружают близкие люди – любимые папочка и мамочка. И вдруг обстановка резко меняется: малыш попадает на незнакомую территорию и проводит там целый день, в окружении чужих взрослых и детей, подчиняясь новому распорядку. Такой стресс способен вывести ребенка из уравновешенного состояния. Что делать в этой ситуации?

детский сад

Решение

Близкие люди могут помочь малышу и смягчить адаптационный период. Рекомендуется в начале не оставлять ребенка в садике надолго. Лучше приводить его в группу на 1-2 часа, а затем понемногу увеличивать время пребывания. Успешным достижением можно считать момент, когда кроха после обеда согласился остаться и лечь спать.

В некоторых детсадах официально, с заключением договора, разрешают маме в первые дни оставаться в группе. Если такой услуги нет, можно предложить малышу взять с собой в садик “кусочек дома”, например любимую игрушку. Вместе с ней не так страшно находиться в новой обстановке.

3. Конфликты с воспитателем

Возможно, что ребенок не хочет ходить в детский сад из-за негатива в отношениях с воспитателем. Среди педагогов попадаются недобросовестные люди. Есть те, которые просто не уделяют индивидуальное внимание детям, и в таком случае ребенок, придя в садик, остается один со своими страхами и сомнениями. Другие руководят действиями ребят с помощью командного голоса, окриков и ранящих слов.

Определить корень проблемы поможет игра в детский сад в домашних условиях. Можно предложить ребенку сыграть роль воспитателя, а куклы или мягкие игрушки станут детьми. То, как малыш общается с игрушками, может отражать реальную картину происходящего в настоящем садике.

Решение

Следует понаблюдать за воспитательницей: как она разговаривает с маленькими посетителями, как решает конфликты, насколько внимательна к потребностям ребятишек. При выявлении проблем стоит побеседовать с ней, возможно это поможет разрешить ситуацию. Что делать, если в поведении педагога есть очевидные нарушения? Откровенное отсутствие профессионализма требует вмешательства со стороны родителей.

Можно обратиться к заведующей детсадом и поговорить о смене воспитателя.

Все разговоры о некомпетентности “Марьи Ивановны” должны вестись в отсутствие ребенка. Малыша нужно настраивать на положительные аспекты, иначе его пребывание в садике станет невыносимым.

4. Приемы пищи

Некоторые блюда в меню детсадовской кухни могут стать настоящим испытанием для крохи. Противная молочная пенка, винегрет, ненавистный свекольник или манная каша – как заставить себя съесть эту пищу? Хуже всего, когда воспитатель требует опустошить тарелку, не позволяя вставать из-за стола. Ребенок не хочет идти в сад, приходя в ужас при одном воспоминании об этом процессе.

Еда в саду

Решение

Что делать, если малыш перебирает в еде, и некоторые блюда вызывают у него рвотный рефлекс? Необходимо обсудить с воспитателями этот нюанс. Хорошо, если они не будут заставлять ребенка есть. В свою очередь, родителям не стоит давать крохе с собой в детский сад печенье и другие сладости, а домашний завтрак лучше отменить. Тогда возрастет вероятность, что ребенок захочет попробовать еду с общего стола.

5. Конфликты со сверстниками

Вливаясь в коллектив, кроха учится жить в социуме. Не все получается гладко, тем более что многие дети, насмотревшись жестоких мультфильмов, переносят пример такого поведения в жизнь. Они могут смеяться над недостатками других, обижать более слабых ребятишек.

Картина не обязательно должна быть такой мрачной. Возможно, ребенок плачет из-за ссоры другом. А может у него первая любовь, которая не отвечает взаимностью?

конфликты у детей

Решение

Если другие дети в группе обижают малыша, необходимо обратить на эту ситуацию внимание воспитателя. Прямая обязанность сотрудников детсада – создавать ребенку комфортные условия пребывания и не допускать конфликтов между детьми.

В других случаях (ссора с другом, первая влюбленность) следует мягко и тактично выяснить у ребенка подробности происходящего и, исходя из ситуации, дать правильные практические советы, успокоить и поддержать. Нельзя иронизировать над чувствами, ведь несмотря на маленький рост и минимальный опыт жизни, дети по взрослому переживают подобные проблемы.

Физическая и психологическая подготовка

Готовность ребенка к пребыванию в садике созревает к 3 годам, но это не означает, что адаптация пройдет безболезненно. Малыш быстрее привыкнет к режиму дошкольного учреждения, если родители проведут подготовительный комплекс мероприятий.

  • За несколько недель до оформления можно планировать прогулки с малышом возле территории детсада, попутно указывая на яркие площадки для игр и объясняя, чем занимаются детишки под присмотром воспитателя.
  • Желательно в домашних условиях ввести распорядок, приближенный к детсадовскому: с утренней и вечерней прогулками, развивающими занятиями, играми, завтраком, обедом и ужином, а также послеобеденным сном и полдником после подъема.
  • В разговорах о детском саде должны звучать только положительные нотки.
  • Можно сыграть на желании ребенка подражать взрослым и объяснить, что посещение детсада – это его важная обязанность, такая же, как посещение работы папой и мамой.
  • Кроха может сомневаться и бояться, что родители его не заберут домой, поэтому оставляя малыша в садике, следует поцеловать его и заверить, что после работы мама или папа обязательно зайдут за ним.
  • Обсуждая с ребенком прошедший день, хорошо бы вести “взрослые” беседы. Можно рассказать малышу о событиях, которые произошли на работе, затем спросить о его делах.

ребенок играет

Что нельзя делать родителям

Своим поведением родители могут помочь малышу или же навредить. Каких методов воспитания следует избегать?

  1. Нельзя допускать грубость в общении с малышом и наказывать его за нежелание идти в сад. Это нанесет эмоциональную рану и еще больше усилит стресс.
  2. Не стоит обманывать ребенка, сообщая, что его скоро заберут из садика, тогда как на самом деле это случится в конце дня.
  3. Не нужно пугать кроху детским учреждением, формируя, таким образом, мнение о садике, как о месте наказания.
  4. Было бы неправильно поддаваться чувству жалости в ответ на слезы и уговоры малыша, и оставлять его дома при каждой возможности. Ребенок должен воспринимать детский сад как неотъемлемую часть своей жизни.

Правильный подход к формированию мнения о садике поможет малышу легко адаптироваться к новым условиям. Но есть исключительные случаи.

Недетсадовский ребенок

Казалось бы, что адаптационный период должен давно закончиться. Проходит несколько месяцев – полгода и больше – а ребенок не хочет идти в детский сад, воспринимая путь туда, как на каторгу. В лучшем случае он тихо плачет, в худшем – устраивает истерику. Родители не знают что делать, ведь каждый день сборы ребенка превращаются в пытку, а сердце разрывается от жалости к нему.

Есть дети, которые крайне тяжело адаптируются к жизни в дошкольном учреждении. Из этой категории можно выделить случаи, в которых малыши так и не привыкают к детскому саду, сколько бы времени не прошло. Психологи дали термин такому поведению – “недетсадовские” дети.

Ребенок попадает в категорию “недетсадовских детей”, если по прошествии полугода все еще не может привыкнуть к казенной обстановке и отказывается выполнять режимные требования. Проблема может лежать глубже. Малыш вроде бы смирился с новыми правилами, не плачет и покорно выполняет указания педагогов, но замкнут в себе и постоянно обособляется от других ребят.

Все случаи недетсадовского поведения требуют консультации квалифицированного психолога. Он поможет выявить психологическую проблему и проработать ее, пока она не переросла в серьезный комплекс. У некоторых детей могут обнаружиться аутические наклонности, и это – особые случаи, которые должны находиться под неусыпным вниманием психологов и родителей.