Методика раннего развития Марии Монтессори

Методика раннего развития Монтессори – что это? Мир детства неповторим и загадочен. Только в детстве можно себе позволить быть непосредственным, уникальным и искренним. Многие взрослые не желают мешать малышу наслаждаться этим периодом и считают любые обучающие системы вредными и ненужными для малютки. Зачем портить этот безоблачный период каким-то обучением? Придет время, еще устанет учиться. Так рассуждают родители и оставляют малыша резвиться и расти в естественной среде, обеспечивая его материальные нужды.

развитие детей по монтессори



Зачем развивать ребенка?

Может, книги для раннего развития маленьких детей – это всего лишь способ заработать на доверчивых родителях? Зачем мучить малютку какими-то методиками? Пусть растет спокойно и не мучается до школы! Это одна точка зрения современных мам и пап. Существует и другая точка зрения – нагружать кроху всеми изобретенными для раннего развития играми и пособиями, не давая ему опомниться. “Малыш должен стать гением, и будет им непременно!”,- рассуждают амбициозные мамы.

Истина, как всегда, посередине. Не развивать ребенка – плохо, слишком много развивать – тоже плохо. Ученые выяснили: к четырем годам жизни мозг ребенка сформирован уже на 70%, а к семи годам – на все 90%. Это открытие дало повод сделать вывод, что основное развитие детей должно происходить именно в ранний период, и начинать обучение в 7 лет поздно. “Рост мозга окончен, значит, и развивать его бессмысленно”, – считают некоторые современные воспитатели-новаторы. Конечно, это преувеличение!

Мозг маленьких детей до четырех лет напоминает информационную губку, которая впитывает знания о мире в больших объемах. Если это так, значит, можно вливать в малыша массу разнообразной информации – пусть учится. Однако не стоит забывать – малыш, прежде всего, человек. Он не обладает характеристиками роботехники, а ресурсы биологического организма имеют предел.

Поэтому раннее развитие должно преследовать адекватные цели и быть направлено на:

  • допустимое расширение информационного пространства;
  • получение полезных знаний о мире в целом;
  • формирование навыков самостоятельности в принятии решений;
  • развитие творческого потенциала.

Малыш должен уметь получать информацию, анализировать и сопоставлять приобретенные знания, использовать эти знания для собственной жизнедеятельности. Не следует нагружать мозг крохи бесполезными знаниями, которые он не сможет применить в жизни. Любая развивающая игра или методика должна быть направлена на практическую цель – помочь малышу успешно адаптироваться в новом для него мире.

Важно! Не ставьте цель создать из малыша гения! Ставьте реальные задачи – сформировать из него успешного человека, способного гармонично существовать в мире людей.

Особенности психики малышей

Как ребенок воспринимает мир? Так же, как и взрослый, – органами чувств. Как ребенок получает знания? Отличным от взрослых образом. У детей пока нет памяти – ее нужно сформировать. Отсутствие памяти предполагает отсутствие планирования жизни. Ребенок живет “здесь и сейчас”, он воспринимает происходящее иначе.

Эта особенность восприятия накладывает отпечаток на процесс обучения ребенка: он способен воспринимать и усваивать информацию в действии. Поэтому система Монтессори основана на развивающих играх и коллективном творчестве.

детки играют

Когда малыш видит действия других детей, он стремится тоже произвести действия. Воспитание в коллективе – лучший способ обучения.

Если взрослый стремится получить результат от своих действий и осуществляет их ради получения результата, то малыш не знает и не понимает значение слова “результат”. Особенностью детей является получение удовольствия от самого процесса действия. Для ребенка действовать – значит, жить. Эту особенность учитывает Монтессори.

Игровая форма – основа обучения малышей. Например, в процессе конструирования Розовой башни малыш развивает и совершенствует сразу несколько навыков:

  • концентрацию внимания;
  • координацию движений;
  • изучение основ математики.

Ребенок даже не замечает, что происходит обучение – для него важен процесс игры.

Воспитатель лишь наблюдает за малышом, не стараясь усовершенствовать процесс сборки башни. Важно воспринимать малютку и его творчество такими, какие они есть!

Основы программы Монтессори

Что предлагает методика Марии Монтессори? Во-первых, она не отнимает у малыша детство. Монтессори, врач по профессии, занималась развитием детей с умственными отклонениями и добилась потрясающих результатов. Ее программа отрицает навязывание малышам каких-либо знаний: детки сами выбирают интересные для них книги и развивающие пособия.

Каждый малыш развивается в своем собственном ритме, который отличается от ритма других детей. Индивидуальный подход – основа обучения по методе Монтессори. Воспитатель (родитель) не вмешивается в процесс познания мира малышом, а лишь обеспечивает все условия для успешного обучения (среда Монтессори).

На что направлено развитие детей по данной программе? В основе лежит формирование:

  • внимания;
  • моторики;
  • логического мышления;
  • творческого мышления;
  • воображения;
  • речи и памяти.

занятия малышей

Все эти качества необходимы малышам для благополучного существования в этом мире. Поставьте себя на место младенца: ты родился и должен приспособиться к этому миру. У тебя пока слабо развиты органы чувств, ты не владеешь своим телом и плохо его ощущаешь. Ты не умеешь говорить, чтобы попросить необходимое. Ты не понимаешь никого – нужно выучить язык общения.

Все эти навыки приобретаются и осваиваются в первый год жизни. Затем наступает этап активного развития головного мозга (основного пульта управления телом), наполнения его интеллектуальной составляющей.

Именно развитию мозга посвящены все программы обучения малышей, в том числе, система Монтессори.

Плюсы

Методика Марии Монтессори завоевала признание в мире. Комплексный подход к обучению гармонично и всесторонне развивает малыша с самых пеленок. Программа раннего развития включает:

  1. воспитание самостоятельности;
  2. совершенствование сенсорного восприятия;
  3. умственное развитие;
  4. упражнения на координацию движений.

Система Монтессори направлена на минимизацию обучения привычным способом. В основе книги раннего развития заложены совсем иные принципы:

  1. саморазвитие;
  2. самообучение;
  3. самовоспитание.

Методика Монтессори отрицает какое-либо наказание детей, а также поощрение.

Игры детей

Книги Монтессори (“Мой метод”, “Дом ребенка”, “Помоги мне сделать это самому”, “Самовоспитание и самообучение в начальной школе” и др.) подчеркивают важность воспитания самостоятельности и отсутствия духа конкуренции между детьми. Нельзя сравнивать ребенка с другим малышом, хвалить кого-то в присутствии других малышей и как-то выделять. Это недопустимо. Каждый маленький человечек индивидуален, важно сохранить печать индивидуальности и не уничтожить ее традиционными способами воспитания.

Минусы

К минусам можно отнести:

  • сложность применения методики в домашних условиях;
  • отсутствие привычных для малышей и взрослых игр;
  • отрицание книги как источника получения информации;
  • дорогую стоимость обучения в группе.

Книги о методике Монтессори можно приобрести в магазинах. Целенаправленное обучение ребенка начинается с шести месяцев и заканчивается с поступлением в первый класс. Большое внимание уделяется практическому освоению материала и изготовлению специальных развивающих игрушек.

Гармоничное воспитание малыша – основа основ становления личности. Книги, игры, упражнения Монтессори направлены на формирование полноценной социально адаптированной личности маленького члена общества. Недостаток привычных игрушек и любимых с детства сказок можно легко восполнить: не стоит отказываться от ценного наследия наших предков. В остальном данная методика полностью отвечает требованиям воспитания гармоничной личности современного общества.