Как научить маленького ребенка одеваться самостоятельно

Нужно отправлять малыша в садик, а он еще не умеет одеваться. В группе большое количество детей, и воспитатель просто не в силах уделять каждому должное внимание. Не увидел, не досмотрел, и вот малыши выходят на прогулку в штанишках, одетых задом наперед; в сапогах, обутых на босую ногу; в шапочке набекрень, с открытыми ушами. А потом простужаются и заболевают. Многих родителей беспокоит такое положение дел, и в список первоочередных обучающих задач перед детским садиком включается вопрос – как научить ребенка одеваться самостоятельно?

Ребенок надевает носок

Это не так легко, ведь маленькому ребенку еще трудно даются понятия “право-лево”, “впереди-сзади”. Застегивание пуговиц – это нереальный труд, потому что пальчики упорно не хотят слушаться маленького хозяина. Еще одна проблема возникает, когда ребенок не хочет одеваться. Есть дети, которые до крика и слез не переносят эту процедуру. Никакие объяснения, требования и уговоры не помогают. Родители могут чувствовать себя загнанными в тупик, не понимая, как научить ребенка одеваться в таком случае. На помощь придут замечательные педагогические методы – побуждение и поощрение.

Следует побуждать малыша овладевать новыми навыками, а когда он старается и начинает достигать успехов, хвалить его и поощрять к дальнейшим действиям.



Практичные рекомендации

Получить хорошие результаты помогут следующие советы:

  • Сначала ребенка учат раздеваться, эта наука поддается ему проще и быстрее. И только потом нужно обучать его одеваться.
  • Не стоит требовать от малыша все и сразу. Сегодня, одевая кроху, можно побудить его самостоятельно продеть руки в рукава, на следующий день добавить новую задачу, например, застегнуть куртку на липучки или надеть шапку на голову.
  • Нельзя пресекать инициативу, ее необходимо поощрять. К двум годам у малыша в обиходе появляется коронная фраза: “Я сам”. Этим стоит воспользоваться, чтобы научить кроху правильно одевать вещи. Координировать его действия нужно с помощью подсказок. Нельзя ругать ребенка за неудачи, а тем более унижать его достоинство такими словами как “неумеха”, “бестолковый”. Лучше сосредоточиться на положительных, пусть даже маленьких достижениях и хвалить малыша, ведь похвала окрыляет не только взрослых.
  • Ребенку нужно предоставлять достаточно времени. Малыш может потратить более получаса на то, чтобы одеться. Родителям может не хватить терпения, и возникнет желание взять инициативу в свои руки. Но если они будут так поступать, тогда как научить ребенка одеваться самостоятельно? Гораздо эффективнее предоставлять малышу достаточное время и начинать собираться для выхода на прогулку или в магазин заблаговременно.

Застегивает пуговицы на рубашке

  • Иногда ребенок не хочет одеваться, потому что боится не справиться с этой задачей. Его могут сбить с толку “безликие” вещи. Чтобы побудить малыша к действиям, нужно покупать одежду, которую легко одевать правильно. Это могут быть брючки с яркими карманами впереди или свитер с нагрудной аппликацией.
  • Малыша может путать очередность надевания вещей. Ему трудно запомнить, что за чем следует, особенно когда одежды много, как в зимнее время. Хорошо, когда родители с маленького возраста, одевая кроху, озвучивали все этапы и объясняли их очередность, говоря: “Сейчас мы оденем трусики. Теперь давай наденем маечку, вот так ее вывернем, чтобы швы были спрятаны. А вот два носочка, один мы наденем на левую ножку, другой – на правую”. Многие родители делают вместе с детьми плакаты, на которые наклеивают картинки с изображением одежды. Картинки располагают в той последовательности, в которой вещи нужно одевать. Такая подсказка замечательно помогает малышу ориентироваться.
  • Пуговицы, ремешки и шнурки также могут стать причиной, которая пугает малыша. Необходимо покупать одежду, одевать которую не составляет труда. Джинсы и юбки на резинке, а также липучки вместо шнурков избавят кроху от страха перед трудоемкостью процесса.
  • Ребенок может категорически отказываться надевать вещь, которая ему не нравится. Приобретая одежду, нужно учитывать многие детали: насколько она удобна, из какой ткани сшита, будет ли малышу приятно в ней или она слишком жесткая, насколько качественно сделаны швы. Что касается внешнего вида, то начиная с 2-3 лет можно подключать малыша и покупать вещи, учитывая пожелания крохи. Ребенок с удовольствием будет носить то, что выбирал сам. Еще одна возможность – предоставлять малышу право выбора, развешивая перед прогулкой несколько разных комплектов одежды.

Игры

Игровая деятельность стимулирует желание вырабатывать новые навыки, а также помогает совершенствоваться. В магазинах продаются шнуровки – развивающие игрушки, которые научат малыша управляться со шнурками.

Детям нравятся ролевые игры. Девочки с удовольствием играют роль мам для своих кукол. Хорошо, когда у куклы есть много нарядов; можно потренироваться, как правильно одевать вещи.

Малыши 2-3 лет приходят в восторг от развивающих ковриков. Можно самостоятельно сшить оригинальный коврик с кармашками, часть из которых завязывается на завязки, а другая часть застегивается на яркие пуговицы. Управляясь с завязками и застежками, дети будут развивать мелкую моторику рук, что поможет им легко научиться одеваться самостоятельно.

Если в семье не один, а два ребенка с маленьким разрывом в возрасте, можно устроить соревнования под названием “Кто оденется быстрее?” Малыши не захотят отставать друг от друга и будут стараться изо всех сил, чтобы стать первым.

Навык формируется постепенно. Родителям нужно проявлять терпение и внимание. Еще одно качество – твердость, оно помогает достигать цели. Если было принято решение научить малыша одеваться, значит нужно его придерживаться. Если ребенок не хочет одеваться, он может настойчиво упрашивать, чтобы родители одели его сами. Жалобный взгляд способен растопить сердце, но как только взрослые пойдут на поводу эмоций, малыш поймет, что он может ими манипулировать. Лучше не допускать этого, а если ребенок притворяется беспомощным, то оказать ему частичное содействие. Так родители покажут, что ожидают от малыша действий, и ему придется дальше справляться самостоятельно.