Как в домашних условиях научить ребенка говорить букву “Р”

Современные родители очень озабочены развитием своих детей, поэтому с самого рождения они уделяют большое внимание достижениям крохи. Период, когда ребенок начинает осваивать и активно использовать речь, является радостным и очень тревожным для родителей, ведь важно, чтобы малыш не только нарабатывал словарный запас, но и правильно произносил звуки. Особенно часто родителей волнует вопрос, как научить ребенка говорить букву “Р”



Проблемы с произношением буквы “Р” у детей

Звуки нашей речи отличаются по сложности произношения. Так звук “Р” является одним из самых сложных, поэтому произносить его правильно дети начинают в возрасте 5-6 лет. До этого возраста ребенок вполне может не справляться с буквой “р”. Если же дошкольник не может порадовать родителей четким рычанием, есть смысл обратиться к логопеду и делать упражнения, чтобы научить ребенка правильно выговаривать «вредную» букву.

Проблемы с выговариванием “Р” могут быть следующие:

  • Звук “Р” «проглатывается» и выпадает из слова («и_иска», а не «ириска»);
  • “Р” заменяется на “Л” или “Й” («лакета», а не «ракета», «пойосенок», а не «поросенок»);
  • Звук “Р” произносится не типично для нашего языка: с грассированием или излишним вибрированием.

Зачем нужна консультация логопеда

Специальные упражнения и скороговорки для исправления произношения можно найти и в сети Интернет, однако чтобы не делать их зря, перед занятиями стоит посетить специалиста. Дело в том, что существует несколько причин для проблем с произношением буквы “Р”. Правильно определить причину этому и обозначить направление для дальнейшей работы может только специалист.

  • Короткая подъязычная «уздечка». Для того, чтобы “выдать” звук “Р”, нужно поставить язык в определенное положение: его кончик упирается в ребристую область верхнего неба, находящуюся за резцами, а боковые стороны касаются коренных зубов. При короткой уздечке языка ребенок не может достать языком до верхних зубов, поэтому не справляется с произношением “Р”. Сама по себе уздечка – это мышечный тяж, который при определенных усилиях можно растянуть до нужной длины. В критических случаях ее подрезают.
  • Слабо развитый речевой аппарат. Речь идет о мышцах лица и органов речи, которые участвуют в произношении звуков. В этом случае развивать нужно именно эти мышцы.

Как строятся занятия для детей

После того, как логопед выявит причину проблем с произношением и даст рекомендации как научить ребенка говорить букву “Р”, можно приступать к занятиям. Чтобы они были эффективными, нужно учесть ряд моментов.

  1. Для детей такие занятия – огромный труд. Задача мамы – сделать занятия веселыми и интересными, чтобы малыш был готов ежедневно уделять им время и стараться.
  2. Быстро скорректировать произношение невозможно. Это кропотливая работа, которая может растянуться на целый год. Не стоит ждать моментальных результатов и требовать их от детей.
  3. Логика занятий должна идти от простого к сложному: сначала произношение “Р” как самостоятельного звука, затем в составе слогов и слов, и только потом – скороговорки и предложения. Если с первых занятий дать ребенку скороговорки – неудача выбьет его из колеи и вообще отвернет от занятий.
  4. Во время занятий важно следить, чтобы кроха добросовестно делал упражнения и правильно произносил скороговорки.

Логопедическая разминка

Начинать занятия лучше всего с разминки. Разминочные упражнения всегда веселят детей, а делать их достаточно просто. Они помогают растянуть подъязычную уздечку и в целом «разогревают» речевой аппарат.

  1. Языком, как кисточкой, гладим верхнее небо от зубов в сторону горла. Желательно отводить язык максимально глубоко.
  2. Высовываем язык и качаем им из стороны в сторону, от одного уголка рта к другому.
  3. Кончиком языка “гладим” внутреннюю поверхность верхнего зубного ряда.
  4. Пытаемся дотянуться кончиком языка до носа.

Постановка произношения

Это самые важные упражнения для детей с проблемами произношения звука “Р”. Делать их нужно правильно, контролируя положение языка и правильное дыхание.

  • По технике произношения звук “Р” похож на звук “Д” или “Зж”. Язык нужно поставить как при произношении Р, но проговаривать при этом “Д”, ударяя языком по верхним зубам, или “Зж”, чтобы ощутить вибрацию.
  • Правильно ставить язычок поможет цоканье. Пусть ребенок поцокает, как лошадка.
  • Чтобы ощутить вибрацию, можно вытащить язычок и зажать его между губами, а затем с силой подуть.
  • Можно предложить ребенку порычать, как тигр. Чтобы упражнение было интересным, можно устроить соревнования, кто громче или дольше рычит.

Когда основные упражнения перестали вызвать трудности, можно начать произносить слоги или целые скороговорки. При этом скороговорки стоит выбирать такие, чтобы в них часто встречался звук “Р”. На начальных этапах смысл не в том, чтобы произносить скороговорки быстро, а в том, чтобы четко проговаривать “Р”.

Рима рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Не боится Рома Ни грозы, ни грома.

Для детей скороговорки – отличный способ тренировать артикуляцию и произношение отдельных звуков. При систематических занятиях ребенок даже дома может научиться правильно выговаривать звук Р. Если же домашние занятия не приносят эффекта – исправить проблему помогут занятия у логопеда.