Как научить ребенка считать играя и занимаясь

Если обрисовать жизнь современного человека, то его можно изобразить на фоне сплошных чисел и букв. Все сложные науки постигаются благодаря двум основным навыкам – умению считать и читать. Да и в повседневной жизни большинство задач решается благодаря этим двум навыкам. Поэтому вопрос о том, как научить ребенка считать, актуален для родителей. Это не прихоть, это – необходимость. Знания, которые облегчают жизнь.

Ребенок задумался



Численность

С понятием численности малыш знакомится автоматически, начиная с обобщенных значений “много” или “мало” и заканчивая более точными высказываниями, когда мама, например, говорит: “Мне нужно разрезать торт на пять кусочков”. Или, отправляя папу в магазин, дает ему задание: “Купи, пожалуйста, два хлеба и один пакет молока”.

Так числа появляются в жизни ребенка. Они пока что обличены в слова. Малыш не понимает, что это такое, но знает, что они есть. Задача родителей: конкретизировать знания. Для начала нужно обучить малыша счету, а позже познакомить с составляющими любого числа – цифрами.

Первые шаги

Начальная цель: освоить первые десять цифр. Это легко делать в потоке повседневности. Вот некоторые примеры того, как научить ребенка считать до 10:

  • Пересчитывать предметы, называя числа – один, два, три… и так далее. Можно считать тарелки, игрушки, ступеньки, пуговицы на рубашке, конфеты в вазе или птиц, сидящих на деревьях, когда их количество находится в пределах желаемого десятка.
  • Не менее эффективный метод: внести элементы обучения в игру, которая нравится малышу. Он любит играть с игрушечной посудой и готовить воображаемую еду? Можно предложить ребенку “испечь пирог” и пригласить гостей. Следующие вопросы помогут ему освоить технику счета: “сколько гостей ты пригласишь?”, “сколько понадобится стульев?”, – а также тарелок, ложек и чашек.

Когда малыш освоит счет с помощью предметов, можно показать, что у каждого числа есть письменное обозначение. Хорошим учебным материалом станут карточки, которые можно приобрести в магазине или подготовить самостоятельно. На карточке нужно нарисовать количество чего или кого-либо, например трех зайчиков, а также написать цифру “3”. Важно, чтобы ребенок научился совмещать эти два понятия – количество и обозначающую цифру.

А как научить ребенка быстро считать? Замечательной тренировкой для ума станет игра в магазин. В качестве валюты можно использовать настоящие монетки, а можно нарисовать купюры – бумажные листочки с цифрами. Для товаров следует подготовить соответствующие ценники. Теперь можно по очереди играть роль продавца и покупателя. Увлеченный игрой, малыш легко освоит и заметно улучшит математические знания.

От простого к сложному

От умения определять количество предметов нужно переходить к другим действиям – обучению обратному счету, а также решению задач на прибавление и вычитание. Пока можно обходится без математических знаков, этим займутся учителя подготовительных и начальных классов.

Цель родителей: продолжать давать знания в домашних условиях и научить ребенка совершать простые арифметические действия, используя, для наглядности, предметы.

Варианты, как это можно делать (в основе та же кухня):

– Посчитай, сколько тарелок стоит на столе? Правильно, пять! А теперь я уберу одну тарелку, посчитай, сколько осталось? Значит если от пяти отнять один, сколько будет?

Или:

– Посчитай, сколько в вазе лежит конфет? Правильно, три! Теперь я добавлю еще 3 конфеты, посчитай, сколько стало?

Теперь на вычитание:

– На столе сколько яблок? Правильно, два! Теперь давай одно отдадим нашему попугаю Кеше. Сколько осталось? Значит если от двух отнять одно, сколько будет?

Попутно можно добавить задание на внимание:

– Ты, я, папа и бабушка сейчас будем пить чай. Посчитай, сколько чашек нужно поставить?

После правильного ответа мама, вместо четырех, ставит на стол пять предметов и задает ребенку следующие вопросы:

– Посчитай, сколько чашек я поставила? Правильно? Ой, неужели я ошиблась! Что я должна сделать? Убрать одну чашку, чтобы осталось четыре? Молодец!

Все примеры должны быть доступны малышу и их решение должно находиться в пределах хорошо знакомых ему чисел.

В качестве счетного материала можно использовать что угодно. Есть специально разработанные для обучения предметы. Например, можно воспользоваться кубиками Зайцева или другими развивающими наборами.

Кубики Зайцева

Также следует познакомить ребенка со цифрой “0” – что означает “пусто”, “ничего нет”.

В идеале, нужно перенести умение вести счет с помощью обучающих предметов в мыслительную способность, когда ребенок сможет решать арифметические задачи в уме. Для начала он может задействовать зрительные образы, например, представлять себе нужное число в виде предметов. Со временем навык будет отточен до автоматизма, и ребенок, на уровне взрослого, будет быстро называть итоговую сумму.

Дальнейшее развитие

Пора переходить к исчислению десятками, и на этом этапе у большинства ребятишек возникает трудность. Казалось бы, что здесь сложного – прибавить к десяти единичку и получить число 11? Но малыша будто парализует, он никак не может подняться на ступеньку выше. Взрослым непонятно: как научить ребенка считать до 20?

Главное – не волноваться. Малыш обязательно осилит задание, это только вопрос времени. Родителям следует проявлять терпение и не оказывать никакого давления. Важно, чтобы ребенок понял принцип, как из цифр 10 и 1 получается 11, а сумма чисел 10 и 10 составляет 20. Обучающие наглядные пособия могут стать большим подспорьем для родителей.

Обучение счету до 20 рекомендуется проводить после 3-4 лет. На самом деле это зависит от разных факторов: восприимчивости и усидчивости малыша, а также того, насколько хорошо он освоил счет до 10. Многие дети одолевают такую арифметику в 5-6 лет, ближе к школе. После этой победы вопрос о том, как научить ребенка считать до 100, уже не будет казаться сложным. Движение вперед лучше осуществлять поэтапно, например, каждую неделю увеличивать знания на один десяток.

Примеры вопросов, которые помогут закрепить материал:

Какое число стоит перед 15?
Какое число следует после 8?
Какое число стоит между 6 и 8?
21,22,24,25 – какое число пропущено?

Есть еще один фактор, которому стоит уделить внимание. Как правильно научить ребенка считать, и существуют ли подводные камни, которых нужно остерегаться?

Многие современные педагоги не приветствуют систему пальчикового счета. Они утверждают, что ребенку, которого учили считать до 10, загибая пальчики, приходится нелегко. Его арифметическое мышление находится в пределах пальчикового счета, и ему трудно выйти за рамки, перейти на следующий уровень.

С этим могут поспорить учителя старой закалки, а также многие взрослые, сами прошедшие в детстве подобное обучение. Следовать за новыми веяниями или отдать предпочтение классическим приемам – это решение, которые должны принимать родители, учитывая особенности своего малыша.