Практичные советы как научить ребенка считать в уме

Закономерный вопрос, возникающий у родителей дошколят, это как научить ребенка считать в уме? Требования таковы, что к школе малыш уже должен решать математические задачи не только при помощи пальцев на руках или счетных палочек. Есть родители, которые твердят: “Зачем лишать малыша детства и учить его математике? Пойдет в школу, всему научится”. Проблема в том, что большинство думает иначе, и чтобы ребенку не пришлось тужить в школе, отличаясь багажом знаний от других детей, лучше проводить с ним дошкольные занятия. Для этого не обязательно лишать малыша детства, обучение можно проводить легко и непринужденно.

Ребенок задумался

Основные рекомендации

  • Главный принцип: считай всегда, считай везде. Каждый день предоставляется много возможностей для близкого знакомства с арифметикой. На прогулке можно считать машины, животных, деревья, количество подъездов в домах. В домашней обстановке – игрушки, предметы, посуду, фрукты. Читая книгу, родители вместе с малышом могут определить количество шариков или птиц на иллюстрации. Одевая ребенка, можно обратить его внимание на количество одежды, на то, что шапка одна, а рукавички две.
  • Малыш легко освоит устный счет, если будет хорошо понимать разницу между “меньше – больше”, и объяснение этому понятию также необходимо включать в ежедневные занятия. Во время прогулки на детской площадке можно посчитать общее число присутствующих детей, затем отдельно определить количество мальчиков и количество девочек, а потом предложить ребенку найти ответ на вопрос “кого больше?” или “кого меньше, мальчиков или девочек?”
  • Ребенок должен знать, что такое “поровну”. Разрезая яблоко, мама может озвучить свои действия: “Нас трое: ты, папа и я. Значит яблоко нужно разрезать на 3 равные части, чтобы всем досталось по одинаковому кусочку”. Играя, можно предложить малышу разделить на 3 кукол 6 конфет так, чтобы каждой кукле досталось равное количество.
  • Ребенка следует обучить счету до десяти и больше. Это, опять же, легко делать в повседневной жизни применяя простое повторение. Замечательной тренировкой для ума станет подъем по ступенькам лестничной клетки;
  • Малыш должен понять принцип математического счета, а для этого нужно решать с ним арифметические примеры на сложение и вычитание. Как? При каждом удобном случае задавая вопросы. Например: “Посчитай, сколько на столе стоит чашек? Правильно, три. Уберем одну, сколько осталось?”
  • Еще один момент, который нужно объяснить ребенку, что перемена мест слагаемых не влияет на итоговую сумму. Решение простых примеров с помощью счетных палочек или других предметов поможет малышу понять суть вопроса на практике.

Мама занимается с дочерью



Дальнейшие шаги

Все вышеописанные советы предполагают наличие наглядного материала, а хочется, чтобы малыш освоил технику устного счета. Этого невозможно достичь до тех пор, пока ребенок не научится основам арифметики, и на этом этапе без вспомогательных средств не обойтись.

Когда дошкольник поймет начальную арифметику, и ему легко будет даваться решение простых математических задач, умение считать в уме придет само собой.

У ребенка хорошая зрительная память. На первых порах, при устном счете, малыш будет вызывать в уме зрительные образы – карточки с цифрами, счетные палочки или любую другую вспомогательную информацию. Постепенно способность решать примеры на ходу будет отточена до автоматизма.

Обычно родителям хочется ускорить этот процесс, чтобы малыш был полностью готов к школе. Как научить ребенка быстро считать в уме? Залог успеха – постоянные тренировки. Необходимо продолжать считать всегда, и считать везде, но уже без наглядных предметов. На прогулке можно обратить внимание ребенка на номер машины. Например, номер автомобиля – 364. Сколько получится, если сложить эти цифры вместе? Именно эту задачу ребенок должен решить в уме. В магазине: “Давай угостим фруктами твоих друзей – Рому, Таню и Влада. Сколько апельсин нам нужно купить?” Малышу придется подсчитать нужное количество устно.

Такие регулярные ненавязчивые занятия математикой обязательно принесут результаты, и знания, самым естественным образом, уложатся в голове малыша.