Как научить ребенка пересказывать текст и в каком возрасте начинать обучение

Пересказ – один из ключевых показателей, демонстрирующий, насколько хорошо малыш владеет речью, умеет анализировать текст и формулировать мысли. На пересказывании построена значительная часть предметов школьной программы, и ребенок столкнется с такой особенностью сразу, как только пойдет в первый класс.

Этот навык – не прихоть, а умение, позволяющее школьнику повысить успеваемость. Помогая малышу, заботливые родители с раннего детства уделяют внимание такому вопросу, как научить ребенка пересказывать текст.

Папа читает с сыном сказки



Основные рекомендации

Умение пересказывать услышанное или прочитанное не появляется само собой, его нужно развивать. Необходимо пополнять словарный запас.

Скудная речь не способствует богатому воображению. Речь малыша с маленьким багажом слов будет обрывочной и несвязной.

Трудно пересказать суть интересного события, оперируя десятком слов. Какие способы могут использовать родители?

  1. Лучшим словарным источником для ребенка является речь взрослых, ведь большая часть его развития основана на подражании. Чтобы обогащать словарный запас малыша, нужно ввести в привычку изъясняться развернутыми предложениями. Например, вместо короткого “подай чашку”, можно попросить ребенка: “Пожалуйста, подай мне вот ту, голубую чашку с золотистой каемочкой, которая стоит возле чайника”. Занимаясь с малышом аппликацией, родители могут говорить, указывая жестами: “Солнышко приклей сюда. Теперь сюда приклей травку, а домик приклей тут же”. Вряд ли подобное обучение поспособствует развитию словарного запаса. Положительный результат можно получить, если говорить иначе: “Так как солнышко живет на небе, давай приклеим его вверху листа. Трава у нас растет внизу, на земле…”
  2. Замечательным средством, пополняющим словарный багаж, является чтение. Улучшить речь малыша можно, читая ему книги с богатой речью, сложно-подчиненными предложениями, сравнительными оборотами и прилагательными. Хорошей тренировкой для ума станет классика: произведения Пушкина, Бианки, сказки братьев Гримм, а также рассказы Толстого, Пришвина, Носова. Нравятся детям стихи Сергея Михалкова, например, любимый многими “Дядя Степа”. Список замечательных, богатых лексикой произведений для детей, можно продолжать на свое усмотрение.
  3. Отличный обучающий прием для развития логического мышления – это вопросы. Способов, как научить ребенка пересказывать с помощью вопросов, много. Прочитав книгу, можно спросить малыша о том, как зовут главного героя? Как он выглядит, какие качества проявляет? Чему могут научить его действия? Если ребенок затрудняется, взрослый должен помочь и показать, как можно пересказать прочитанное. Одеваясь на прогулку, можно спросить: “Куда мы с тобой пойдем? Какие игрушки мы с собой возьмем?” Важно задавать такие вопросы, на которые малыш не мог бы ответить односложное “да” или “нет”.
  4. Гуляя на прогулке или лежа в кровати перед сном, можно предложить ребенку вспомнить и пересказать какой-либо сюжет. Это может быть история, произошедшая днем, просмотренный мультфильм или прочитанная книга. Хорошо бы устроить игру – “пересказ по очереди”. Взрослый первым начинает рассказ, но потом делает вид, что забыл, и просит малыша продолжить текст.

Мама занимается с дочкой

Слишком рано или слишком поздно?

Слишком рано не бывает. Вышеприведенные советы нужно применять с раннего возраста. Когда ребенок пойдет в первый класс, нагрузка увеличится.

Младшим школьникам приходится осваивать большие объемы информации. Если ребенок не умеет запоминать, анализировать и пересказывать, ему будет сложно. Второй класс потребует от него еще больше навыков. Школьная программа с каждым годом становится сложнее.

Понятно, что лучше заниматься развитием малыша сразу, не пуская все на самотек. Если, по каким-то причинам, родители опоздали и не смогли до школы научить малыша связно пересказывать тексты, то в первые школьные годы еще можно успеть все исправить. Обучение потребует больше сил и внимания, а также хорошей организации времени и целенаправленных занятий. В противном случае ребенок безнадежно отстанет от школьной программы, и будет слишком поздно что-либо предпринимать.