Что должен знать и уметь ребенок в 3 года

Ваш малыш уже не такой крошечный, как в первый годик. Да и ловкости в его движениях больше, чем в два годика. Психологи предупреждают молодых родителей о кризисе трехлетнего возраста, поскольку он является переходным периодом от младенчества к детству. Итак, поговорим подробнее, что должен знать ребенок в 3 года, что должен уметь.

Оговорка – все нижеперечисленное является усредненными показателями, которые на практике легко могут варьироваться. Потому что каждый малыш индивидуален и обладает уникальными неповторимыми талантами и наклонностями.



Физическое развитие

В три года малыш мастер в беге, быстрой ходьбе, прыжкам, лазанию. Обходит препятствия, перепрыгивает их, если они невысокие.

Самостоятельно поднимается и спускается с лестницы, поочередно чередуя ножки на каждый шаг.

Может взбираться по умеренно наклонной поверхности вверх.

Ребенок легко справляется с катанием на трехколесном велосипеде, сам уверенно крутит педали и рулит.

Зимой ловко катается на санках, становится на лыжи и делает свои первые шаги на них.

Прыгает как на одной, так и на обеих ногах одновременно. Может удерживать равновесие до 5 секунд, стоя на одной ножке.

Легко ловит, бросает, бьет по мячику.

Мелкая моторика и игровая деятельность

В три года ребенок способен знать и распознавать геометрические фигуры. Он их выбирает из рисунков, конструктора, озвучивает их названия.

Собирает и разбирает матрешек по размеру.

Складывает пирамидку, содержащую до 9 колец, по размеру, цвету или другому принципу, заданному родителем.

Любит рисовать карандашами, фломастерами, красками. У него хорошо получаются человеческие фигурки с 4-5 частями тела, например, голова, шея, руки, ноги. Озвучивает то, что рисует или нарисовал. Придумывает сюжет, фантазирует. С удовольствием занимается рисованием со взрослыми, дорисовывает не достающие на его взгляд детали. Например, листик цветочку, ветки дереву.

Малышу нравится лепить из пластилина или глины простые предметы, кроме шариков, колбасок и колечек.

Собирает картинку из крупных пазлов, строит башню из 6-8 больших деталей конструктора, которые ставит не совсем ровно друг на друга сам. Склонен к мотивации со стороны родителей к усложнению результата, например, построить стену с несколькими башенками, собрать машинку из конструктора с прицепом.

По предложению мамы или папы складывает небольшие бусины в бутылку с узким горлышком.

Способен к запоминанию букв и цифр, может легко знать счет до пяти.

Рисует разными цветами, в том числе геометрические фигуры. Может знать и писать несколько букв.

Любит рассматривать и листать книжки с цветными крупными картинками.

Хорошо вырезает детскими ножницами из бумаги.

Дети вырезают из бумаги

Угадывает то, что изображено на рисунке, по увиденному фрагменты, например, хобот, принадлежит слону, брючки – мальчику.

Социальный контакт со сверстниками и взрослыми

Малыш в три годика готов общаться и знакомиться со сверстниками периодически и не весь день. Однако он уже хорошо различает “мое” и “его/ее”. Он научился мириться со сверстниками в играх, способен уступить и выполнить определенное действие по очереди, например, съехать с горки на детской площадке.

Если молодые родители в младшем возрасте крохи регулярно посещали кружки и клубы раннего развития, то он уже адаптировался к мельканию большого количества лиц перед глазками. Скорее всего, поход в сад на целый день он перенесет легко.

Однако в случае воспитания малыша дома, когда мама все время была рядом, возможно, ему потребуется больше времени для адаптации к садику, пребыванию в новой обстановке без мамы.

Следует знать молодым родителям, что не все малыши готовы к садиковским будням. Кому-то трудно даются ежедневные ранние подъемы и быстрый сбор, кому-то – пребывание в чужом помещении с посторонними взрослыми, кому-то в силу особенности работы психики невыносимы постоянное общение с другими детками, необходимость знакомиться с ними.

Если мама собирает кроху с истериками или слышит их в момент прощания с ним, то следует повременить пока с посещением детского сада. Он еще не готов отделиться от мамы.

Трехлетний кроха должен знать близких ему людей, опасаться, смущаться и прятаться за маму/папу, когда незнакомец подходит к ним.

Малыш с радостью играет со сверстниками в песочнице, на детской площадке. Неохотно делиться своими игрушками.

Часто в поведении подражает родителям и другим взрослым.

Самостоятельные действия и мыслительные процессы

Кроха в три года практически без помощи родителей одевается и раздевается, только со шнурками может испытывать пока затруднение.

Ребенок в 3 года складывает и развешивает одежду по местам.

После прихода с улицы в прихожей снимает обувь.

Моет ручки с мылом, умывается и вытирается полотенцем.

Сам ходит на горшок.

Кушает за столом, свободно орудуя ложкой и вилкой, пьет из чашки. Сидит ровно и правильно во время приема пищи.

После еды вытирает ротик салфеткой, может его прополоскать.

Любит танцевать под музыку, хорошо различает темп и ритм.

Детки танцуют

Различает и правильно называет:

  • 4-6 цветов;
  • знакомых людей и детей на фотографиях.

Речь и поведение

Словарный запас малыша в три года варьируется от 250 до 500 слов. 

Он строит предложения, содержащие до 6 слов. Начинает употреблять деепричастные обороты.

Кроха четко и понятно произносит буквы. Психологи говорят, что время между 3 и 5 годами золотое, когда малыш уже многое понимает и способен качественно усваивать новую информацию. Потому можно эффективно учить с ним алфавит и слова родного и иностранных языков.

Здоровается, прощается, благодарит, желает доброй ночи.

Знает разницу между «чисто» и «грязно». Ведет себя тише, когда кто-то спит.

Трехлетки – великие почемучки. С этого возраста они начинают задавать множество вопросов родителям, поскольку малышей все интересует, что они видят вокруг. Благодаря этой природной способности они запоминают новые слова, углубляются свои знания о предметах, животных, растениях.

Крохи могут знать слова, обозначающие пол и возраст других людей, например, тетя, дядя, девочка, мальчик, дедушка, бабушка.

Выполняют 3-4 различных действия, заданные родителями, например, пойди-возьми-помой-принеси.

Трехлетнему крохе следует знать:

  • и называть свое имя, фамилию, возраст,
  • показывать количество своих лет на пальчиках,
  • отвечать на простые вопросы.

Он рассказывает короткие истории, декламирует детские стихи, считалки, прибаутки. Поет детские песенки, танцует. Любит рассказывать длинные сказки на тарабарском языке.

Эмоции

Малыш в 3 годика уже знаком с практически всем спектром эмоций – радостью, гневом, злостью, печалью, досадой, удивлением.

В то же время он способен спокойно себя вести на магазине, на прогулке, в транспорте, а также оставаясь с няней или в детском саду.

Раздражается, если взрослые что-то запрещают ему или ограничивают без вразумительного объяснения.

Благодаря постоянному контакту с мамой, малыш в три годика может знать названия эмоций и озвучивать их. Например, я злюсь, мне грустно.

В это время у ребенка возможно проявление различных страхов, например, темноты, кого-то в шкафу или под кроватью.

Чувствует гордость за близких людей, например, мама самая добрая и красивая, папа самый умный, смелый и сильный.

Понимает похвалу в свой адрес, старается выполнить действие и услышать ее. Осознает огорчение родителей, если что-то натворил.